на первый
заказ
Курсовая работа на тему: Различные взгляды психологию музыкального восприятия. Физиологические механизмы восприятия звука
Купить за 350 руб.Введение
Уже давно музыка используется в терапевтической практике. Человек - глубоко музыкальное существо, поэтому ему свойственно попадать под мощное духовное и телесное влияние музыки. Б.В.Асафьев говорил, что наша речь имеет интонационную природу. О.Д.Волчек доказала доминирование тона в речи людей, который совпадает с определенной тональностью. Известно соответствие музыкальных ритмов и ритмов внутри каждого организма. В состоянии волнения мы можем что-либо напевать или отстукивать пальцами повторяющийся ритм.Можно сказать, что сейчас люди живут в мире музыки, поскольку в XX веке появилась аппаратура, позволяющая прослушивать музыку где угодно и по много раз. В результате музыку можно услышать практически везде.
Музыка - не набор звуков. Она содержит смысл и переживается человеком. Музыкальное переживание по самому существу своему - эмоциональное переживание. Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять поэтому как бы центр музыкальности (способность заниматься музыкальной деятельностью).
Люди испытывают психологическое и физиологическое воздействие музыки. Это качество и решили использовать в своей работе психологи.
Но долгие годы музыка была только вспомогательным средством при лечении. Только в последнее время появились такие формы работы, где музыка и музицирование выступают, во-первых, в качестве не дополнительного, а основного психокоррекционного средства, и, во-вторых, специально направлены на решение личностных и коммуникативных проблем.
В результате появилась музыкальная психотерапия личностно-центрированной направленности.
Но почему одни люди не реагируют сильно на музыку, а другие ее переживают очень взволнованно? Здесь тоже скрыта одна из проблем воздействия музыки на человека, занимающая специалистов.
Представляет интерес поэтому и сама музыка как объект исследования, изучаются механизмы восприятия ее людьми. В результате оказались затронуты такие сферы, как психология творчества, психология восприятия, психофизиология.
Цель курсовой работы: исследование восприятия музыки.
Объект: человек в момент воздействия на него музыки.
Предмет: психологические особенности восприятия музыки человеком.
Задачи:
0 Рассмотрение основных подходов в изучении творчества.
1 Рассмотрение физиологических механизмов восприятия звука.
2 Изучение восприятия унисонов.
3 Рассмотрение восприятия интервалов и аккордов.
Актуальность:
Специалисты начинают широко применять музыку в медицине при стоматологических, хирургических операциях (она снимает стресс), в качестве анестезии; в психиатрических лечебницах (музыка способна активизировать компенсаторные возможности психики); в психологии. Музыкальная психотерапия используется в работе с людьми с тревожностью, агрессивностью, замкнутостью, страхами. Можно корректировать и оптимизировать поведенческие модели и сценарии, актуализировать творческие способности, обучать клиентов навыкам коммуникации и самовыражения, саморегуляции, формировать гибкость сознания и мировосприятия. Музыкотерапевтические приемы успешно используются в условиях психоконсультирования, психотренингов, в кабинетах психологической разгрузки, в индивидуальной и групповой психотерапии. Музыка участвует в лечении соматических и психоневрологических заболеваний. Она используется для профилактики неблагоприятных психологических состояний, в социальной педагогике.
Оглавление
- Введение- Различные взгляды на психологию музыкального восприятия
- Физиологические механизмы восприятия звука
- Физиологические основы слуха
- Слуховые ощущения
- Звуковысотный слух
- О созвучиях, воспринимаемых как унисон
- Психологические предпосылки возникновения музыки
- Ощущение музыкального звука. Его компоненты
- Тембр. Его связь с высотой
- Музыкальная высота
- Ладовое чувство
- Два компонента мелодического слуха
- Тембровое и гармоническое восприятие созвучий
- Консонанс и диссонанс
- Чувство ритма Выводы
- Список литературы
Заключение
Итак, музыка - искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Литературные источники повествуют о широком применении ее больным для лечения, музыка достигала высоких целительных эффектов.Однако до настоящего времени музыка в отличие от медицины использовалась в процессе психологической практики, как правило, несколько однопланово. Она трактовалась лишь как вспомогательное средство психологического воздействия и была связана в основном с "эмоциональным сопровождением" процесса работы, двигательно-танцевальными, тонизирующими или релаксационными упражнениями. Задачи же "чистых" музыкальных процедур (где музыка - основное средство) обычно не выходили за рамки элементарного музицирования или зарисовки на бумаге звуковых образов в целях стимуляции творческой активности клиента.
Список литературы
1. Теплов. "Избранные труды"2. М.С. Ковязина, Д.В. Ермолаев "Межполушарная асимметрия и параметры эмоций". М.: Вестник МГУ, серия "Психология", 1999, №2. - с. 46-52.
3. О.А. Блинова "Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы". М.: Психологический журнал, 1998, №3. - с. 106-117.
4. Ред. С.Л. Рубинштейн "Исследования по психологии восприятия". М.: Издательство Академии Наук СССР, 1948. - 431 с.
5. Б.М. Величковский, В.П.Зинченко, А.Р.Лурия "Психология восприятия". М.: издательство МГУ, 1973. - 246 с.
6. К. Рюгер. Домашняя музыкальная аптечка. Серия "Панацея". Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998. - 384 с.
7. Торопова А.В. проблема бессознательного в музыкальной педагогике. М.: издательство МГПУ "Прометей", 1997. - 107 с.
8. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997.
9. Выготский А.С. Психология искусства. М.: издательство "Искусство", 1965. - 379 с.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: "Азбуковник", 1999. - 944с.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год